Фрагмент для ознакомления
2
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации на 2017 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что «курс на развитие политической системы, институтов прямой демократии, на повышение конкурентности выборов абсолютно оправдан, и мы, безусловно, будем его продолжать» . Безусловно, эффективность реализации данного направления во многом зависит от слаженной работы органов законодательной и исполнительной власти. Так, с одной стороны, это формирование законодательства, направленного на регулирование различных форм народовластия, развитие политического плюрализма, с другой - создание органами исполнительной власти необходимых условий для реализации этих направлений. Вместе с тем необходимо отметить, что особое внимание в этом направлении целесообразно уделять деятельности избирательных комиссий Российской Федерации.
Необходимо отметить, что выборы и референдумы в соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением власти народа, т.е. являются важнейшими институтами прямой демократии и способствуют формированию органов власти на основе выражения политической воли граждан. При этом именно избирательные комиссии организуют и обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов представительных (законодательных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, высших должностных лиц страны и регионов, обеспечивают реализацию одного из основных политических прав граждан Российской Федерации (право избирать и быть избранным) и способствуют развитию избирательной системы в целом.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые возникают в связи с функционированием избирательных комиссий в нашей стране.
Предметом курсовой работы является законодательство, которое регулирует механизм функционирования таких субъектов избирательного права РФ, как избирательные комиссии.
Цель исследования заключается в раскрытии правовых характеристик работы избирательных комиссий.
Отмеченная цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть избирательные комиссии, как основные субъекты в системе избирательного процесса;
- выделить систему и функции избирательных комиссий;
- обозначить порядок формирования избирательных комиссий ;
- выделить полномочия избирательных комиссий;
- рассмотреть проблемы, возникающие при осуществлении полномочий избирательными комиссиями.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы для реализации цели и решения указанных задач использовались общие принципы познания, общенаучные подходы: системный, функциональный; методы анализа и синтеза и другие.
Теоретическую основу данной работы составили научные труды таких авторов, как: Я. Д. Авилова, В. А. Ершова, Г. Н. Митина, А. Е. Постникова и других. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы РФ и другие нормативные акты.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что обнаруженные проблемы и сформулированные положения и выводы развивают и дополняют теоретические положения об избирательных комиссиях РФ.
Структура работы. Цель и задачи курсовой работы обусловили структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ВИДЫ И ФУНКЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
1.1 Избирательные комиссии, как основные субъекты в системе избирательного процесса
На сегодняшний день среди субъектов избирательного права и процесса можно назвать достаточно широкий круг участников: избирательные комиссии, наблюдателей, средства массовой информации, субъекты агитации, иные органы государственной власти, местного самоуправления. Определяющим признаком, позволяющим относить этих участников к субъектам, является наличие полномочий по освещению избирательного процесса, обеспечению его открытости и гласности.
Основным критерием, который позволяет обобщить и разграничить по группам всех субъектов, является правовая природа полномочий . В этом смысле под правовой природой понимается степень взаимосвязи полномочий с избирательным процессом в целом, основания для их возникновения, а также характер этих полномочий.
Бесспорно, непосредственными ключевыми субъектами реализации данного принципа являются избирательные комиссии, которые составляют первую группу субъектов. Они созданы как основные участники избирательного процесса и призваны обеспечивать его организационное сопровождение. Это предопределяет руководящее организационное начало деятельности избирательных комиссий.
Во вторую группу включаются наблюдателей и средства массовой информации. Решение о присвоении такого правового статуса тем или иным лицам в избирательных правоотношениях напрямую зависит от избирательных комиссий. Комиссии наделяют участников специальными правами, юридическими средствами, как, например, происходит при участии средств массовой информации, или даже специальным правовым статусом относительно наблюдателей. То есть основания возникновения полномочий субъектов, заключаются в специальной разрешительной деятельности избирательных комиссий, осуществляемой в порядке, предусмотренном избирательным законодательством.
Вместе с тем неотъемлемым атрибутом гласности и избирательного процесса в целом является агитация. Данное обстоятельство позволяет выделить третью группу субъектов - это субъекты агитации. Их связь с избирательным процессом заключается в обеспечении неограниченного круга лиц информацией о кандидатах, политических партиях, избирательных объединениях или иных участниках избирательной кампании. Основания их выделения предусмотрены законом. Исходя из анализа ч. 4 ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , в эту группу включаются кандидат, избирательное объединение, а также иные лица, которые могут быть привлечены к агитации в установленном законодательством порядке.
Вместе с тем, учитывая необходимость участия иных органов государственной власти и местного самоуправления, можно выделить четвертую группу субъектов. И на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации участниками избирательного права являются органы государственной власти субъекта и органы местного самоуправления, уполномоченные на подготовку и проведение в той или иной части выборов федерального масштаба, выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных органов. Сюда не могут быть отнесены субъекты, которые, во-первых, обеспечивают гласность, во-вторых, содействуют ее обеспечению и, в-третьих, осуществляют агитацию в рамках избирательного процесса, т.е. все те субъекты, которые входят в первые три группы.
Субъекты четвертой группы участвуют в рамках избирательного процесса, дополняя его через реализацию своих отдельных полномочий, связанных с избирательным процессом. Так, сюда следует отнести органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при установлении в законе обязанности по принятию специальных актов об организации и проведении выборов различных уровней и по их опубликованию.
Характерной чертой четвертой группы является то, что правовая природа их полномочий, реализуемых в ходе воплощения принципа гласности в избирательном процессе, выражает отдельное направление основной деятельности того или иного субъекта.
Необходимо подчеркнуть, что четвертая, иная группа субъектов напрямую не связана с обеспечением гласности, а участвует в этом процессе опосредованно, через реализацию полномочий, результаты которых обеспечивают организацию и проведение выборов по отдельным аспектам избирательного процесса. Таким образом, потенциально субъектами четвертой группы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, объединения, участвующие в реализации принципа гласности опосредованно, через реализацию полномочий по организации и проведению выборов. В этом контексте мы можем назвать:
- органы внутренних дел, которые уполномочены реализовывать охранительные меры в рамках обеспечения безопасности и общественного порядка при проведении выборов, в том числе при привлечении к административной ответственности;
- суды общей юрисдикции при разрешении споров в рамках административного судопроизводства и при рассмотрении дел об административных правонарушениях;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Электронный ресурс: Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, дата обращения 18.01.2022.
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.07.2004. - № 27. - Ст. 2710.
3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.06.2002. - № 24. - Ст. 2253.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 24.02.2014. - № 8. - Ст. 740.
5. Федеральный закон от 22.12.2020 № 437-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О федеральной территории «Сириус» // Собрание законодательства РФ. - 28.12.2020. - № 52 (Часть I). - Ст. 8583.
Научная и учебная литература
6. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учеб. пособие: В 2 т. 5-е изд., перераб. и доп. Норма; ИНФРА-М, 2015. С. 223.
7. Дегтерев А.А. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательной комиссии: объективная сторона // Уголовное право. 2018. № 4. С. 45 - 51.
8. Демьянов Е.В. Система избирательных комиссий Российской Федерации в механизме реализации народного суверенитета // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 42 - 45.
9. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996. С. 74 - 75.
10. Лукашина М. Правовые полномочия избирательных комиссий // ИСТОЧНИК. Первый пермский правовой портал, дата обращения 18.01.2022.
11. Малютин Н.С. Избирательная комиссия // Электронный ресурс: Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.01.2022.
12. Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2 (59). С. 52.
13. Паньшин Д.И. Классификация субъектов реализации принципа гласности в избирательном процессе в условиях современного конституционного правопорядка // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 3. С. 45 - 48.
14. Постников А.Е. Органы публичной власти как участники избирательного процесса // Журнал российского права. 2021. № 7. С. 31 - 40.
15. Постников А.Е. Эволюция института выборов в России в контексте реализации конституционных принципов // Журнал российского права. 2019. № 5. С. 27.
16. Правовые позиции избирательных комиссий России / под ред. С.В. Кабышева. М., 2016.
17. Свод рекомендуемых норм при проведении выборов. Руководящие принципы и пояснительный доклад // Европейская комиссия за демократию через право. Серия: Наука и техника демократии. № 34. Издание Совета Европы. 2003.
18. Черепанов В.А. Поддержка выдвижения кандидатов: исторический контекст, проблемные вопросы и поиск решения // Журнал российского права. 2016. № 6. С. 29.
19. Электронный ресурс: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379, дата обращения 18.01.2022.
20. Электронный ресурс: Соглашения с органами государственной власти и организациями. URL: http://cikrf.ru/law/agreements.php (дата обращения: 18.01.2022).